История

Когда-то в минувшие времена какой-то вологодский помещик Боборыкин так азартно играл в карты с другим помещиком , что проиграл ему целую деревню крепостных крестьян . Счастливый игрок был , по-видимому, предприимчивым человеком . Он побывал в Коми крае, выяснил, что там имеются залежи железной руды, и основал завод, куда и переселил выигранных в карты крепостных крестьян.

15 марта 1756 года купцы А.А.Плотников и А.В.Панов получили указ Берг-коллегии, позволявший им строить доменный и молотовый завод в Пажгинской волости при слиянии речек Нювчим и Дендель. Берг-коллегия обязана построить завод в течении 3 лет, в «противном случае взят с них будет штраф неотменно».

Нювчимский завод был пущен в строй в 1761 году. Квалифицированная часть рабочих состояла из обученных заводскому делу крепостных крестьян Вятской и Великоустюжской провинций, купленных заводчиками у помещиков .

Кроме постоянных рабочих на заводе было много временных работников из коми крестьян. Они добывали руду на приписанных к заводу « рудных местах», выжигали уголь, использовались на подсобных работах в цехах. В конце 18 века на Нювчимском заводе ежегодно на подсобных работах были заняты 1000-1500 мужчин и 250-300 женщин.

Летом заводской поселок выглядел довольно привлекательно. Центр его занимала широкая площадь, посреди которой стояла каменная церковь, окруженная громадными кедрами и березками. По краям площади правильным четырехугольником растянулись ряды домов, расположенных строго по плану.

Первую плотину возвели рабочие завода вручную в 1758 году. И в связи с этим на юго-востоке от поселка образовался пруд, имевший огромные размеры.

Домна, фабрика и варганка были деревянные и очень некрасивые на вид.

Фабрика выглядела пустынным сараем с земляным полом, посреди которого стояла наковальня. Громадный молот бил по раскаленному железу, осыпая рабочих дождем сверкающих искр. Условия работы были самыми безобразными. Каждый рабочий приносил с собой связку лучины (заводоуправление не желало тратиться на керосин). Вход в вагранку погружался в облако дыма и копоти, в котором красными языками светились ряды огней. Перед каждым рабочим пылала лучина, а т.к она была очень смолистой, то от нее поднимался черный дым с тяжелым запахом горящей смолы. Но литейщики уже привыкли к такой обстановке и молча, сосредоточенно делали свое дело. Но иногда некоторые из них не выдерживали и ругались, посылая к чертовой матери владельца Бенардаки и его главноуправляющего - Косолапова, которые не хотели улучшать условия труда и жизни рабочих.

«-Брюханы, проклятые!» - звучало в дыму. - «Вот бы вас сюда посадить, да прокоптить как следует!»

-«А из Косолапова хорошая бы ветчина вышла»,- откликался другой, вызывая общий хохот. Однако, несмотря на тяжёлый труд, из под рук литейщиков выходили не только котлы, сковороды и другая хозяйственная посуда, но и бюсты знаменитых людей, изображения Диан, Венер, амуров, пастушков и другое художественное литьё.

Развитию производства мешали вспыхивавшие порой социальные конфликты. В 1774 году рабочие завода, «собрав шайку, подобную Пугачеву», избили нескольких человек из заводской администрации, «чинившей обиды» работным людям, затем «с великим азартом» били окна в заводской конторе. В дело вмешались уездные власти: прибывшие на завод военные водворили порядок. Все стороны, не только труда, но и быта, крепостных рабочих находилось в ведении заводской конторы. Своя полиция следила за порядком, соблюдением религиозных правил. Основным наказанием за проступки были розги и плети, отдача в рекруты .

В 1860 году заводские крепостные получили долгожданную свободу. После отмены крепостного права завод перешел на использование вольнонаемной рабочей силы, что, однако, сочеталось с феодальными методами эксплуатации, одним из которых являлась принудительная оплата труда работников продукцией завода или продуктами из заводской лавки.

Завод славился на весь Коми край и за его пределами своими кружевницами. Каждый зимний вечер тут и там собирались молодые женщины и девушки со своими туго набитыми сеном, тыквообразными подушками, на которых плелись кружева. Некоторые работы отличались художественностью исполнения. Кружев изготовляли много, но со сбытом их дело обстояло неважно . Усть-Сысольск был завален продукцией Нювчимских кружевниц. Все пожилые нювчимцы, особенно женщины, отличались большой религиозностью. В 1770 году была построена Дмитровская деревянная церковь при Нювчимском заводе каким-то богоязненным владельцем. А в 1824году деревянную церковь заменила каменная.

Но владельцы завода менялись. Менялось и их отношение к религии. Бенардаки, купивший завод, приказал прекратить выдачу жалования церковному притчу. Тут пришел на помощь коми старичок Кельсиян, работающий конюхом и начавший по воскресеньям и праздничным дням править «службу» в церкви. Кроме Кельсияна и его семейства в заводе ни одного коми не было. Завод стоял как маленький русский островок среди безбрежного Коми края. Русских сел и деревень не было на сотни верст кругом.

Владелец завода Бенардаки отказал жителям Нювчима в средствах для постройки школы. Пробовали рабочие обращаться в земскую управу, но там ответили, что школу в заводе должен содержать заводовладелец.

В Нювчиме жил старый фельдшер Варлам Гаврилович Кашин, лечивший больных каким-то желтым порошком, а при головной боли обязательно пускал кровь. У него была жена - старушка, любившая читать книги. И вот супруги Кашины взялись за обучение грамоты заводской детворы. Позднее их дочь Апполинария Варламовна Кашина стала первой учительницей и первым библиотекарем в поселке.

Нювчимцы уже сотню лет жили в Коми крае. Тем не менее они крепко хранили свою самобытность, нравы, национальность. Молодые люди не женились на коми девушках, а девушки не выходили за коми мужиков.

Это была дореволюционная жизнь трудового народа. Мечта о лучшей жизни всегда витала над головами нювчимцев.

20 февраля 1907 года на заводе состоялись забастовка, митинг и демонстрация. На ряду с основными, адресованными администрации завода традиционными требованиями повышения зарплаты и т.д. были выдвинуты лозунг « Долой царское самодержавие», требования политических свобод, равенства перед законом. Происходили выступления рабочих и в последующие годы, хотя и не часто.

В 1909 году в Нювчиме появляется ячейка партии социалистов -революционеров, созданная по инициативе дьякона Нювчимской церкви Н.В.Кашина и при поддержке приезжавших из Усть-Сысольска ссыльных эсеров. Они совместно с группой анархистов готовили террористические акты против усть-сысольских властей, но они не были осуществлены .

В 1993 году Нювчимский чугунно-литейный завод был продан в частные «руки». Результат оказался плачевным, старинный завод был закрыт . Без работы осталось 100 работников завода, которые пополнили ряды безработных граждан поселка Нювчим. До перестроечного периода в поселке были действующими предприятия:

  1. Чугунно-литейный завод

Цеха:

-зеркальный (до 50-х годов)

-эмаль-цех

- лесопильный

- литейный

- механический

- обозный

- автогараж

- склад по разделке леса

- подсобное хозяйство (животноводство, растениеводство)

- электростанция

- конюшня

- заводская баня

- столовая

- котельная

2. На р. Сысола (в 5-ти км.от пос.) находилась пристань до 1975г.

3. Карнанаельский лесопункт

4. Заводской рабочий кооператив

5. Комбинат бытового обслуживания

6. Поселковая столовая

7. Больница с амбулаторным и стационарным лечением,

8. Дом отдыха ( до 1950г.)

9. ФЗО (фабрично-заводское обучение ) до 1946 года

10. Магазины : хозяйственный, промтоварный, продуктовый-3 ед.

11. Пекарня

 

В настоящее время в поселке действуют следующие учреждения и предприятия:

- Администрация

- Средняя школа

- Дом культуры

- Библиотека

- Амбулатория

- Детский сад

- Отделение почтовой связи

- 3 магазина

- Пожарная часть

- Лесничество

- ООО «Комистройматериалы»

- ООО «Рыбоводная компания «Нювчим»

 

Работают общественные организации (Совет ветеранов, женсовет, Совет молодежи, комитет по спорту )

Яндекс.Метрика
Проект «Села коми», 2013-2019 год. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на selakomi.ru обязательна. При заимствовании фотографий или иллюстраций, необходимо тоже указать имя и фамилию ее автора.
Создание сайта — «Цифровой Век»

Сайт сделан в рамках проекта "Виртуальная республика"

О селе

Документы

Приемная

Новости